ИАС "АВЕРС: Школьная библиотека"
|
ИАС «Школьная библиотека» предназначена для комплексной автоматизации повседневной деятельности школьных библиотек, включая процессы учета библиотечного фонда, организацию работы библиотеки с пользователями и другими библиотеками, вопросы оценки состояния библиотечного фонда, определения потребности библиотеки в новых поступлениях и необходимости обновления (увеличения) фондов, изучение читательского спроса, а также вопросы контроля за состоянием библиотечного фонда и планирования работы библиотеки на перспективу.
Программный комплекс ИАС «Школьная библиотека» позволяет:
- проследить путь каждого документа (издания), от его поступления на баланс школьной библиотеки до списания;
- оценить потребности пользователей школьной библиотеки в различных изданиях;
- спланировать деятельность библиотеки;
- обеспечить быстрый поиск необходимых документов (изданий).
ИАС «Школьная библиотека» имеет возможность использоваться не только в школьных библиотеках, но и в библиотеках средних специальных и высших учебных заведений, а также в городских, районных библиотеках и библиотеках различных организаций .
В качестве хранимой информации ИАС "Школьная библиотека" выступают:
- данные по библиотеке (Б) и ее структурным подразделениям (СП);
- сопроводительные документы на объекты библиотечного фонда (СД);;
- данные по индивидуальному учету объектов библиотечного фонда (ИУ);
- данные по пользователям библиотеки (ПБ);
- данные по работникам библиотеки (РБ);
- переоценочные коэффициенты для расчета стоимости элементов библиотечного фонда (КОЭФФ);
- данные по компенсации ущерба, нанесенного пользователями (КУ);
- данные по реализации библиотекой списанных и других документов и оказанию платных услуг (ОПУ);
- данные по планированию работы библиотеки на период (ПРБ).
При работе с программным комплексом ИАС "Школьная библиотека" предусмотрены следующие запросы для работы как сотрудников библиотеки, так и пользователей библиотеки.
Сотрудники библиотеки имеют следующие возможности:
- вводить все необходимые сведения при поступлении документов в библиотечный фонд,
- вводить все необходимые сведения при выбытии документов из фонда,
- вводить все сведения при перестановках документов в библиотеке,
- вводить данные по сотрудникам, пользователям библиотеки, а также вводить (изменять) общие сведения по структуре и статусу библиотеки,
- формировать запросы на выдачу читательских формуляров,
- получать все необходимые для повседневной работы сведения (как по конкретному документу, сотруднику, пользователю, так и обобщенные по запросам) и формировать различные виды учетных, отчетных и сопроводительных документов; выводить их на печать,
- формировать заказы на приобретение новых изданий (в библиотеках общеобразовательных учреждений заказы формируются с учетом заказов преподавателей),
- вводить данные по компенсации ущерба и оказанию платных услуг,
- составлять план работы библиотеки на год (на период).
- самостоятельно регистрироваться в библиотеке,
- пользоваться ИАС для поиска необходимых документов и читать внесенные в базу сведения по любому документу,
- составлять заказы на документы по установленным формам и отслеживать их выполнение,
- знакомиться с составом документов, которые числятся за пользователями,
- знакомиться с документами, регламентирующими деятельность библиотеки,
- заполнять аннотации на документы.
Программой предусмотрено формирование следующих отчетных форм:
- книга суммарного учета библиотечного фонда (КСУ),
- формирование платежных поручений на осуществление оплаты контрагентам за поставленную ими продукцию и выполненные работы,
- регистрационная книга учетных карточек многоэкземплярной литературы - только для библиотек образовательных учреждений (Б13),
- учетная карточка многоэкземплярной литературы - только для библиотек образовательных учреждений (Б13),
- акт об исключении из библиотечного фонда документов длительного хранения,
- акт об исключении из библиотечного фонда документов длительного хранения - для библиотек образовательных учреждений /Б13/,
- акт об исключении из фонда утерянных читателями документов и приеме в фонд документов, признанных равноценными,
- акт об исключении из фондов утерянных читателями документов и приеме в фонд документов, признанных равноценными - для библиотек образовательных учреждений,
- лист актового учета,
- инвентарная книга по состоянию на….. или за период,
- тетрадь учета книг и других документов, принятых от читателей взамен утерянных,
- акт о приеме документов в библиотеку,
- акт о поступлении периодических изданий в библиотеку,
- акт о недостаче документов в поступившей партии,
- акт об исключении из библиотечного фонда документов временного хранения,
- акт приема-передачи документов из одной библиотеки в другую в порядке книгообмена,
- акт о проверке библиотечного фонда,
- журнал учета процессов размагничивания записей в библиотеке,
- читательский формуляр,
- книжный формуляр,
- библиографическая карточка,
- отчеты о работе библиотеки: книгообеспеченность, посещаемость, обращаемость, то есть среднее число выдач одной книги читаемость характеристика читательского спроса,
- план работы библиотеки: перспективный и текущий.
Структурно ИАС состоит из автоматизированных рабочих мест (КРМ), функционально увязанных между собой при помощи локальной вычислительной сети (ЛВС):
- КРМ работников,
- КРМ пользователе,
- КРМ для финансовых органов и проверяющих.
Основу программно-технического комплекса составляет сервер баз данных, обеспечивающий хранение и архивацию информации базы данных.
Внедрение ИАС «Школьная библиотека» в работу библиотек различного уровня позволит автоматизировать процесс обработки и учета всех документов библиотечного фонда. При этом значительно сократится время на поиск, подготовку и выдачу необходимых данных, как по информационному обслуживанию читателей, так и по организации работы самой библиотеки. Библиотека сможет оперативно реагировать на запросы читателей и более целенаправленно планировать свою деятельность.
Контролирующие органы значительно сократят время на проверку количественного и качественного состояния библиотечного фонда.
В настоящее время ИАС "Аверс: Школьная библиотека", разработанная в ИВЦ "Аверс" внедряется во многих образовательных учреждениях Российской Федерации и республики Беларусь.