Главная » 2013»Май»15 » Опыт внедрения "Электронного классного журнала" АВЕРС в МБОУ СОШ №40 г. Кирова
13:41
Опыт внедрения "Электронного классного журнала" АВЕРС в МБОУ СОШ №40 г. Кирова
Для
успешного внедрения электронного журнала в деятельность образовательного
учреждения нелишним будет изучить опыт такого внедрения других школ.
Это позволит избежать некоторых ошибок и сразу начать путь освоения
журнала в верном направлении. Первооткрывателям
электронного журнала пришлось тяжело. Тяжело, по большей части потому,
что не была разработана нормативно-правовая база работы с программой. В
дальнейшем внедрять журнал стало проще, когда благодаря стараниям многих
школ города Кирова (в особенности Школы №28) и Центра повышения
квалификации работников образования города Кирова были изданы
необходимые приказы и инструкции, а так же подготовлены разъясняющие
презентации. Институт развития образования кировской области (ИРО) так
же принимал участие в распространении ИАС «Электронный классный журнал» в
Кировской области, выступая посредником между производителем программы
(группы компаний АВЕРС) и образовательными учреждениями. Так же ИРО
обеспечил возможность прохождения курсовой подготовки по освоению
информационно-аналитических систем (ИАС) «Директор» и «Электронный
классный журнал» на своей базе. При
освоении электронного журнала в школах необходимо отметить некоторые
переломные моменты в мышлении сотрудников школ, диктуемые развитием
информационного общества: Сервер
должен работать круглосуточно,учительские компьютеры
должны включаться
в начале рабочего дня и выключаться только в конце.
Устоявшееся представление: компьютер надо включать только по
необходимости и выключать когда он не нужен. Наличие
компьютера в учебном кабинете – такой же элемент учебного процесса, как
ученическая парта или меловая доска.
Отсюда должны вытекать и меры по сохранности компьютера. Устоявшееся
представление: компьютер необходимо оберегать больше, чем остальные
вещи, потому что это дорогая и новая вещь. Оберегать, бесспорно, надо.
Но в некоторых случаях меры по защите компьютера от детей доходят до
того, что техника запирается в ящики и для того, чтобы её использовать,
учителю нужно выполнить достаточно много действий. Здесь необходимо
понимать, что все дополнительные сложности использования техники
приводят к нежеланию её использовать. Принтеры и
копировальные аппараты должны быть в каждом кабинете.
Устоявшееся представление: Если педагогические работники имеют
возможность распечатать материал у секретаря или в библиотеке, то этого
вполне достаточно. На самом деле никакого удобства нет в том, чтобы
обежать пол школы, а потом ещё выстоять очередь к принтеру. Необходимо
оснащать школу так, чтобы принтеры или многофункциональные печатающие
устройства были в каждом учебном кабинете. Техника и
программное обеспечение должно работать стабильно.
Устоявшееся представление: Компьютерное оборудование ненадёжно и может
ломаться. Программное обеспечение может давать сбои. Пока директор,
администрация и (что хуже) технические специалисты будут так думать,
никаких шагов в сторону стабильности работы системы не будет сделано.
Стабильность же в этом случае достигается следующим: приобретение
запасного оборудования (системные блоки, мониторы, проекторы); закупка
запасных частей и расходных материалов с обоснованным избытком
(клавиатуры, мыши, жёсткие диски и т.д.); переход на надёжное серверное
оборудование и организация хранения данных с помощью RAID-массивов;
организация системы резервного копирования
данных. Рассмотренные
переломные моменты в мышлении сотрудников школ формируют наше понимание
того, в каком направлении нужно развивать информатизацию школ сейчас. В
дальнейшем будет ещё много таких переломов нашего сознания, связанных,
например, с дистанционным обучением, m-learning, использованием сервисов
ВЕБ 2.0. и т.д. Опыт
внедрения электронного классного журнала в МБОУ СОШ №40 г. Кирова
позволяет дать несколько советов тем, кто только начинает заниматься
этим интересным проектом. Главный совет заключается в том, что
необходимо сделать внедрение ЭКЖ удобным для сотрудников. Для этого
нужно: Оборудовать рабочее место учителя
(компьютер, компьютерный стол, офисное кресло). Небольшое
вложение в
техническое оснащение приведёт к росту лояльности сотрудников при
внедрении журнала. В этом случае происходит взаимовыгодное
сотрудничество администрации школы и учителей по «обмену» ценностями:
Администрация настаивает на ведении электронного журнала, но взамен
оснащает рабочее место учителя. Дать учителю
некоторые гарантии: - В течение тестового периода не
требовать с учителя строгого заполнения журнала; - Пока не
оборудовано рабочее место учителя, не привлекать его к работе с журналом
и т.п. Максимально просто и доступно обозначить
учителям требования администрации к ведению журнала. Все
требования должны чётко проговариваться, а их выполнение
контролироваться. В тестовом периоде журнал проверяется 1 раз в
2 недели. Проверяется: - заполнение тематического
планирования; - расстановка планируемых дат уроков; -
своевременность отражения в журнале занятий; - своевременность
выставления отметок и отражение посещаемости занятий; -
проверка заполнения домашних заданий. В режиме штатного
функционирования добавляются следующие области проверки: -
выполнения графика наполняемости отметок; - проверка выполнения
учебного плана; - проверка своевременности проведения работы с
отстающими учащимися; - проверка домашних заданий на
соответствие возрастным особенностям обучающихся, требованиям по
содержанию и объему; - учет замененных и пропущенных уроков
(занятий) в соответствии с действующими нормативно-регламентирующими
документами. Создать консультационный центр по
внедрению журнала.
Центр должен состоять из одного-двух консультантов по заполнению
журнала (нужно обеспечить постоянную доступность этих специалистов) и
как минимум одного технического работника, отвечающего за
функционирование журнала. Наравне с рекомендациями полезно
будет обозначить и некоторые ошибки при организации работы с ЭКЖ. К
таким ошибкам относятся: Слишком сложная процедура
доступа к компьютеру.
Регистрация в различных журналах по пользованию техникой, необходимость
договариваться об использовании компьютера, неудобный график работы
кабинета, необходимость выполнения большого количества действий для
подключения компьютера (например, в случае использования ноутбука)
приводит к нежеланию учителей работать с компьютером.
Установка старых и ненадёжных компьютеров в учебных
кабинетах. Постоянные
сбои в работе компьютера отталкивают учителя от использования техники в
своей деятельности, приводят к возникновению конфликтных ситуаций
(невозможность выполнить задание в срок). Помимо этого, значительно
увеличивается нагрузка инженера-программиста, т.к. устранение
неисправности в учебном кабинете требует оперативности, что не всегда
можно обеспечить, учитывая график работы образовательного
учреждения. Директор, администрация или сотрудники
школы открыто выражают своё негативное отношение к внедрению
электронного журнала.
Необходимо пресекать подобные высказывания в коллективе, т.к. любое
такое высказывание многократно усиливается в учительской среде. Практика
показывает, что журнал критикуют до тех пор, пока не научатся с ним
работать. При
описанных выше шагах в сторону освоения информационно-аналитических
систем АВЕРС, всё ещё есть ряд вопросов, которые необходимо решить для
дальнейшего масштабного освоения программных продуктов на территории
области. К таким вопросам относятся: Принятие
на уровне Департамента образования Кировской области концепции развития
информационных систем управления школами области на основе программных
продуктов АВЕРС. Такая концепция даёт уверенность в том, что
областные образовательные учреждения будут использовать одинаковые ИАС,
что в итоге позволит разрабатывать дальнейшую стратегию информационного
обмена между учебными заведениями области. Создание
единого центра поддержки программных продуктов АВЕРС с возможностью
выезда специалистов в образовательные учреждения.
При этом необходимо чётко определить механизмы этой поддержки, ответив
на вопросы: что получат от центра поддержи образовательные учреждения?
кто будет за неё платить? какие специалисты будут работать в поддержке?
на каких условиях будет происходить взаимодействие между школами и
центром? и т.д. Разработка системы обучения
пользователей.
Такая система должна затрагивать все категории пользователей: директора
учебного учреждения, администрацию, учителей, классных руководителей,
инженеров-программистов, секретаря, специалиста по охране труда,
охранника, прочих работников (социальный педагог, логопед,
педагог-организатор). Разработка единых требований к
ведению ИАС АВЕРС на территории всей области. Такие
требования необходимы для реализации дальнейших задач по созданию
единой областной базы данных образовательных учреждений области.
В
настоящий момент, на территории города Кирова, электронный классный
журнал работает во всех школах. Но в данном случае важна не
количественная оценка, а качественная, позволяющая разглядеть насколько
эффективно ведётся ЭКЖ в учебных заведениях, и оценить достижение целей
внедрения данной программы. Впрочем, цели разнятся для каждого
образовательного учреждения, а это повод задуматься и об унификации
показателей внедрения ИАС.
ИАС «Аверс: Мониторинг»
Предназначена для компьютеризации процессов оперативного сбора и обработки показателей, характеризующих деятельность социально значимых отраслей региона.
ИАС "АВЕРС: Заведующий ДОУ" Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности администрации дошкольных учреждений.
ИАС «Аверс: Расписание»
Предназначена для автоматизированного составления расписания занятий в учебных заведениях.
ИАС «АВЕРС: Расчет меню питания» Инструментальная среда автоматизации процессов, связанных с планированием
и организацией питания в дошкольном образовательном учреждении.
ИАС «АВЕРС: Библиотека»
Предназначена для автоматизации процессов обработки и учета всех документов библиотечного фонда, сокращения времени на поиск, подготовку и выдачу данных
по информационному обслуживанию читателей
ИАС «Аверс:WEB – комплектование»
Комплекс по предоставлению населению муниципальной услуги «Приём заявлений и зачисление детей в дошкольные ОО» в электронном виде.
ИАС «Аверс: Ревизор»
Инструментальная среда комплексной автоматизации процессов планирования, проведения,
учета и обработки результатов контрольно-ревизионной деятельности.
ИАС "Аверс: Регион. Контингент"
Отечественный инновационный программный продукт для создания регионального сегмента федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся
ИАС "АВЕРС: Электронный портфолио»
Предназначена для фиксирования, накопления, оценки результатов деятельности и достижений учащегося в разных областях обучения,
а также отслеживания индивидуального роста учащихся, их интеллектуального и физического развития,анализа и самоанализа.
ИАС «АВЕРС: Сводная статистическая отчетность»
Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности органов управления образованием. Предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки и консолидации периодических статистических, бухгалтерских и управленческих отчетных..