Главная » 2013»Май»18 » Актуальность создания статистической службы в образовательном учреждении
19:29
Актуальность создания статистической службы в образовательном учреждении
В настоящее время проблема комплексной оценки
эффективности деятельности российских образовательных учреждений окончательно
не решена ни научным сообществом, ни ведущими управленцами в сфере образования.
Одной из причин этого можно назвать недостаточный накопленный опыт работы
руководителей образовательных учреждений в условиях рыночной экономики. Вместе
с тем, вырисовывается явная тенденция внедрения новых информационно-технических
достижений современного менеджмента, в частности, использование информационно-аналитических
систем (ИАС) в управлении современными общеобразовательными учреждениями.
Грамотное применение таких систем в российских школах позволяет значительно
повысить качество управления учебными заведениями за счёт систематизации,
структурированности, оперативности и доступности информации, необходимой для
принятия управленческих решений. Использование ИАС «Директор» и «Электронный
классный журнал» помогает так же решить проблему объективной оценки
деятельности образовательных учреждений.
Опираясь на опыт внедрения информационных систем, можно
заметить, что все более актуальным является рассмотрение и развитие
содержательной стороны использования ИАС. Появляется необходимость находить
практическое применение информации, получаемой при использовании комплексных
информационных систем. Методология использования полученных данных должна
характеризовать их структуру, логическую организацию, методы и средства работы
с ними. Предпосылками разработки методологии использования
данных, получаемых с помощью ИАС «Директор» и «Электронный классный журнал»
могут служить ряд проблем, связанных с информационным обменом в современном
учебном заведении. Нехватка
показателей деятельности подразделений и работников образовательных учреждений
для принятия управленческих решений.
Управленческое решение представляет собой выбор, который должен сделать руководитель
в процессе осуществления им функций управления и решения конкретных организационных
задач. При этом решение будет
рациональнее тогда, когда руководитель будет иметь всю необходимую информацию
для принятия решения. Применительно к управлению персоналом школы, можно
сказать, что чем больше достоверных показателей работы сотрудников есть у директора
школы, тем более верные решения он сможет принять.
Неэффективный
и трудозатратный способ сбора необходимой информации. Обычно любая восходящая информация в школе проходит
путь от учителей к администрации, от администрации к директору, от директора в
вышестоящие органы. Иногда в эту цепочку включаются и дополнительные звенья
(например, руководитель методического объединения, классный руководитель или
секретарь). При сборе информации используются традиционные способы
отчёта: устные отчёты, заполнение специальных форм, отметки о выполнении работы
и т.д. Все они требуют значительных трудозатрат на организацию, контроль, сбор
и обработку. Разобщённость
информации о деятельности образовательного учреждения. Речь идёт об отсутствии единого информационного
пространства – системы, в которой были бы задействованы и на информационном
уровне связаны между собой все участники учебно-образовательного процесса. Эта
система должна объединять материально-технические, информационные и кадровые
ресурсы с целью обеспечения полноценного информационного обмена между
участниками учебно-образовательного процесса.
Для решения обозначенных
проблем в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средней
общеобразовательной школе №40» города Кирова, начиная с 2010 года в тестовом
режиме, а с 2011 года в штатном режиме создана и функционирует статистическая
служба.
Статистическая служба МБОУ
СОШ №40 г. Кирова представляет собой дополнительную структуру образовательного
учреждения, осуществляющую вид практической
деятельности, направленный на сбор, обработку, анализ и публикацию информации,
отражающую определённые показатели деятельности организации.
Информационно-статистические материалы, выпускаемые службой, являются важнейшим
элементом комплексной системы контроля
деятельности школы и используются для принятия управленческих решений директором
и администрацией. Статистические данные являются основой оценки эффективности
работы школы и её составляющих элементов: подразделений, отделов, групп и
отдельных работников.
Задачи
статистической службы:
- создание и выпуск
информационно-статистических материалов;
- минимизация информационной нагрузки на
респондентов (сотрудников школы) на основе автоматизации сбора информации и
применении современных методов статистической обработки данных;
- актуализация методов
сбора и обработки статистической информации и создание единого информационного пространства в
школе с целью предотвращения разобщенности
информационных потоков.
Формально
статистическая служба является элементом службы информационного обеспечения
МБОУ СОШ №40 г. Кирова. Но с учётом вполне определённых задач действует
обособлено. Распределение обязанностей по сбору и обработке информации среди
членов статистической службы производится приказом директора школы. При этом
обязанности членов службы вносятся в должностные инструкции работников.
Ответственным за работу статистической службы является руководитель службы
информационного обеспечения школы, а исполнителями являются
инженеры-программисты.
Статистические
данные по определённым показателям собираются путем предоставления
работниками школы первичной статистической информации следующими
способами:
- внесения необходимых данных в информационно-аналитическую
систему «Директор»;
- внесения необходимых данных в информационно-аналитическую
систему «Электронный классный журнал».
- заполнения работниками форм статистической отчётности (в
бумажном либо электронном виде).
Формы
статистической отчетности составляются членами статистической службы (или
специальной рабочей группой) и утверждаются директором школы.
Состав
и методология расчёта показателей, круг ответственных лиц, предоставляющих статистическую
информацию, сроки и способы ее предоставления содержатся в Положении о
статистической службе МБОУ СОШ №40 г. Кирова и могут при необходимости
изменяться.
Статистической
службой выпускаются следующие информационно-статистические материалы:
Статистический бюллетень - табличный материал, выпускаемый не позднее 5 дней
после окончания учебного периода (четверти, полугодия). Содержит информацию за
отчетный период нарастающим итогом с начала года. Предусматривает наряду с
абсолютными данными использование относительных показателей. Может содержать
текстовую аннотацию. Статистический сборник - табличный материал, составляемый по данным статистических бюллетеней и
заполненных форм статистической отчётности. Издаётся не позднее двух недель
после окончания учебного года. Содержит данные за три последних учебных года
(включая текущий) в динамике в виде абсолютных данных и относительных
показателей. Информационно-статистические
материалы утверждаются директором школы и хранятся в соответствие со школьной номенклатурой дел.
За период существования статистической службы МБОУ СОШ
№40 г. Кирова можно отметить ряд значительных улучшений функционирования
учреждения:
- Упростились процедуры отчётности педагогов и
администрации. Большую часть необходимой администрации статистической информации
можно получить с помощью ИАС. Для формирования большинства отчётов, учителям
необходимо лишь своевременно вносить в базу данных ИАС результаты своей работы
в определённом виде;
- Произошла автоматизация рутинных вычислительных
процессов. Например, вычисление и выставление итоговой отметки для учителей,
вычисление качества знаний в классе для классных руководителей, вычисление среднего
балла по школе для заместителя директора по учебно-воспитательной работе;
- Стало удобно работать с информационными потоками.
Благодаря тому, что вся информация об учениках и работниках школы находится в
единой базе данных, к которой есть доступ с любого школьного компьютера,
решается проблема доступности, достоверности и актуальности информации. Помимо
этого, явным преимуществом использования ИАС является получение необходимой
информации в электронном виде;
- Стал возможен оперативный контроль деятельности
преподавателей (выполнение рабочей программы) и работы учеников (контроль
текущей успеваемости).
Материалы, выпускаемые статистической службой
способствуют решению следующих задач, стоящих перед директором и администрацией
школы:
1.
Создание
эффективной и объективной системы контроля в образовательном учреждении;
2.
Разработка
системы мотивации персонала на основе информационно-статистических материалов,
выпускаемых статистической службой.
3.
Разработка
системы использования информационно-статистических материалов для анализа
деятельности школы, принятия управленческих решений и аттестации работников
школы.
Таким образом, создание статистической службы на
основе использования информационно-аналитических систем в общеобразовательном
учреждении, может служить надёжным инструментом в работе руководителя для
определения объективной оценки деятельности школы.
ИАС «Аверс: Мониторинг»
Предназначена для компьютеризации процессов оперативного сбора и обработки показателей, характеризующих деятельность социально значимых отраслей региона.
ИАС "АВЕРС: Заведующий ДОУ" Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности администрации дошкольных учреждений.
ИАС «Аверс: Расписание»
Предназначена для автоматизированного составления расписания занятий в учебных заведениях.
ИАС «АВЕРС: Расчет меню питания» Инструментальная среда автоматизации процессов, связанных с планированием
и организацией питания в дошкольном образовательном учреждении.
ИАС «АВЕРС: Библиотека»
Предназначена для автоматизации процессов обработки и учета всех документов библиотечного фонда, сокращения времени на поиск, подготовку и выдачу данных
по информационному обслуживанию читателей
ИАС «Аверс:WEB – комплектование»
Комплекс по предоставлению населению муниципальной услуги «Приём заявлений и зачисление детей в дошкольные ОО» в электронном виде.
ИАС «Аверс: Ревизор»
Инструментальная среда комплексной автоматизации процессов планирования, проведения,
учета и обработки результатов контрольно-ревизионной деятельности.
ИАС "Аверс: Регион. Контингент"
Отечественный инновационный программный продукт для создания регионального сегмента федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся
ИАС "АВЕРС: Электронный портфолио»
Предназначена для фиксирования, накопления, оценки результатов деятельности и достижений учащегося в разных областях обучения,
а также отслеживания индивидуального роста учащихся, их интеллектуального и физического развития,анализа и самоанализа.
ИАС «АВЕРС: Сводная статистическая отчетность»
Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности органов управления образованием. Предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки и консолидации периодических статистических, бухгалтерских и управленческих отчетных..