Главная » 2023»Ноябрь»13 » Актуальность создания статистической службы в образовательном учреждении
15:59
Актуальность создания статистической службы в образовательном учреждении
В настоящее время проблема комплексной оценки эффективности деятельности российских образовательных учреждений окончательно не решена ни научным сообществом, ни ведущими управленцами в сфере образования. Одной из причин этого можно назвать недостаточный накопленный опыт работы руководителей образовательных учреждений в условиях рыночной экономики. Вместе с тем, вырисовывается явная тенденция внедрения новых информационно-технических достижений современного менеджмента, в частности, использование информационно-аналитических систем (ИАС) в управлении современными общеобразовательными учреждениями.
Грамотное применение таких систем в российских школах позволяет значительно повысить качество управления учебными заведениями за счёт систематизации, структурированности, оперативности и доступности информации, необходимой для принятия управленческих решений. Разработки ООО ЦИТ Аверс ИАС «Директор» и «Электронный классный журнал» помогает так же решить проблему объективной оценки деятельности образовательных учреждений. Приводим опыт внедрения информационных систем для создания статистической службы в образовательном учреждении МБОУ СОШ №40 г. Кирова.
Опираясь на опыт внедрения информационных систем, можно заметить, что все более актуальным является рассмотрение и развитие содержательной стороны использования ИАС. Появляется необходимость находить практическое применение информации, получаемой при использовании комплексных информационных систем. Методология использования полученных данных должна характеризовать их структуру, логическую организацию, методы и средства работы с ними.
Предпосылками разработки методологии использования данных, получаемых с помощью ИАС «Директор» и «Электронный классный журнал» могут служить ряд проблем, связанных с информационным обменом в современном учебном заведении. Нехватка показателей деятельности подразделений и работников образовательных учреждений для принятия управленческих решений. Управленческое решение представляет собой выбор, который должен сделать руководитель в процессе осуществления им функций управления и решения конкретных организационных задач. При этом решение будет рациональнее тогда, когда руководитель будет иметь всю необходимую информацию для принятия решения. Применительно к управлению персоналом школы, можно сказать, что чем больше достоверных показателей работы сотрудников есть у директора школы, тем более верные решения он сможет принять. Неэффективный и трудозатратный способ сбора необходимой информации. Обычно любая восходящая информация в школе проходит путь от учителей к администрации, от администрации к директору, от директора в вышестоящие органы. Иногда в эту цепочку включаются и дополнительные звенья (например, руководитель методического объединения, классный руководитель или секретарь).
При сборе информации используются традиционные способы отчёта: устные отчёты, заполнение специальных форм, отметки о выполнении работы и т.д. Все они требуют значительных трудозатрат на организацию, контроль, сбор и обработку. Разобщённость информации о деятельности образовательного учреждения. Речь идёт об отсутствии единого информационного пространства – системы, в которой были бы задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебно-образовательного процесса. Эта система должна объединять материально-технические, информационные и кадровые ресурсы с целью обеспечения полноценного информационного обмена между участниками учебно-образовательного процесса.
Для решения обозначенных проблем в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школе №40» города Кирова, начиная с 2010 года в тестовом режиме, а с 2011 года в штатном режиме создана и функционирует статистическая служба.
Статистическая служба МБОУ СОШ №40 г. Кирова представляет собой дополнительную структуру образовательного учреждения, осуществляющую вид практической деятельности, направленный на сбор, обработку, анализ и публикацию информации, отражающую определённые показатели деятельности организации. Информационно-статистические материалы, выпускаемые службой, являются важнейшим элементом комплексной системы контроля деятельности школы и используются для принятия управленческих решений директором и администрацией. Статистические данные являются основой оценки эффективности работы школы и её составляющих элементов: подразделений, отделов, групп и отдельных работников. Задачи статистической службы:
- создание и выпуск информационно-статистических материалов;
- минимизация информационной нагрузки на респондентов (сотрудников школы) на основе автоматизации сбора информации и применении современных методов статистической обработки данных;
- актуализация методов сбора и обработки статистической информации и создание единого информационного пространства в школе с целью предотвращения разобщенности информационных потоков.
Формально статистическая служба является элементом службы информационного обеспечения МБОУ СОШ №40 г. Кирова. Но с учётом вполне определённых задач действует обособлено. Распределение обязанностей по сбору и обработке информации среди членов статистической службы производится приказом директора школы. При этом обязанности членов службы вносятся в должностные инструкции работников. Ответственным за работу статистической службы является руководитель службы информационного обеспечения школы, а исполнителями являются инженеры-программисты.
Статистические данные по определённым показателям собираются путем предоставления работниками школы первичной статистической информации следующими способами:
- внесения необходимых данных в информационно-аналитическую систему «Директор»;
- внесения необходимых данных в информационно-аналитическую систему «Электронный классный журнал».
- заполнения работниками форм статистической отчётности (в бумажном либо электронном виде).
Формы статистической отчетности составляются членами статистической службы (или специальной рабочей группой) и утверждаются директором школы. Состав и методология расчёта показателей, круг ответственных лиц, предоставляющих статистическую информацию, сроки и способы ее предоставления содержатся в Положении о статистической службе МБОУ СОШ №40 г. Кирова и могут при необходимости изменяться.
Статистической службой выпускаются следующие информационно-статистические материалы: Статистический бюллетень - табличный материал, выпускаемый не позднее 5 дней после окончания учебного периода (четверти, полугодия). Содержит информацию за отчетный период нарастающим итогом с начала года. Предусматривает наряду с абсолютными данными использование относительных показателей. Может содержать текстовую аннотацию. Статистический сборник - табличный материал, составляемый по данным статистических бюллетеней и заполненных форм статистической отчётности. Издаётся не позднее двух недель после окончания учебного года. Содержит данные за три последних учебных года (включая текущий) в динамике в виде абсолютных данных и относительных показателей. Информационно-статистические материалы утверждаются директором школы и хранятся в соответствие со школьной номенклатурой дел.
За период существования статистической службы МБОУ СОШ №40 г. Кирова можно отметить ряд значительных улучшений функционирования учреждения: - Упростились процедуры отчётности педагогов и администрации. Большую часть необходимой администрации статистической информации можно получить с помощью ИАС. Для формирования большинства отчётов, учителям необходимо лишь своевременно вносить в базу данных ИАС результаты своей работы в определённом виде;
- Произошла автоматизация рутинных вычислительных процессов. Например, вычисление и выставление итоговой отметки для учителей, вычисление качества знаний в классе для классных руководителей, вычисление среднего балла по школе для заместителя директора по учебно-воспитательной работе;
- Стало удобно работать с информационными потоками. Благодаря тому, что вся информация об учениках и работниках школы находится в единой базе данных, к которой есть доступ с любого школьного компьютера, решается проблема доступности, достоверности и актуальности информации. Помимо этого, явным преимуществом использования ИАС является получение необходимой информации в электронном виде;
- Стал возможен оперативный контроль деятельности преподавателей (выполнение рабочей программы) и работы учеников (контроль текущей успеваемости).
Материалы, выпускаемые статистической службой способствуют решению следующих задач, стоящих перед директором и администрацией школы:
1. Создание эффективной и объективной системы контроля в образовательном учреждении;
2. Разработка системы мотивации персонала на основе информационно-статистических материалов, выпускаемых статистической службой.
3. Разработка системы использования информационно-статистических материалов для анализа деятельности школы, принятия управленческих решений и аттестации работников школы.
Таким образом, создание статистической службы на основе использования информационно-аналитических систем в общеобразовательном учреждении, может служить надёжным инструментом в работе руководителя для определения объективной оценки деятельности школы.
Внимание!
Заказать программу ИАС «Аверс: Директор» и ИАС «Аверс: Электронный классный журнал" можно прямо сейчас
ИАС «Аверс: Мониторинг»
Предназначена для компьютеризации процессов оперативного сбора и обработки показателей, характеризующих деятельность социально значимых отраслей региона.
ИАС "АВЕРС: Заведующий ДОУ" Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности администрации дошкольных учреждений.
ИАС «Аверс: Расписание»
Предназначена для автоматизированного составления расписания занятий в учебных заведениях.
ИАС «АВЕРС: Расчет меню питания» Инструментальная среда автоматизации процессов, связанных с планированием
и организацией питания в дошкольном образовательном учреждении.
ИАС «АВЕРС: Библиотека»
Предназначена для автоматизации процессов обработки и учета всех документов библиотечного фонда, сокращения времени на поиск, подготовку и выдачу данных
по информационному обслуживанию читателей
ИАС «Аверс:WEB – комплектование»
Комплекс по предоставлению населению муниципальной услуги «Приём заявлений и зачисление детей в дошкольные ОО» в электронном виде.
ИАС «Аверс: Ревизор»
Инструментальная среда комплексной автоматизации процессов планирования, проведения,
учета и обработки результатов контрольно-ревизионной деятельности.
ИАС "Аверс: Регион. Контингент"
Отечественный инновационный программный продукт для создания регионального сегмента федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся
ИАС "АВЕРС: Электронный портфолио»
Предназначена для фиксирования, накопления, оценки результатов деятельности и достижений учащегося в разных областях обучения,
а также отслеживания индивидуального роста учащихся, их интеллектуального и физического развития,анализа и самоанализа.
ИАС «АВЕРС: Сводная статистическая отчетность»
Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности органов управления образованием. Предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки и консолидации периодических статистических, бухгалтерских и управленческих отчетных..