Информационный комплекс в управлении дошкольным образовательным учреждением.
Белова Л.А.,
заведующий МАДОУ ЦРР-д/с №74 «Забава»
г. Белгород
Тенденции развития современного общества и модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяют информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения любого уровня. Сегодня информационно-образовательная среда рассматривается как одно из условий достижения нового качества образования.
Новые образовательные стандарты впервые фиксируют в качестве нормы масштабное применение педагогических технологий, которые еще вчера относились к инновациям. Речь идёт, прежде всего, о системном использовании информационных и коммуникационных технологий во всех сферах образовательного процесса: в обучении, воспитании, управленческой деятельности.
Информационный комплекс — это совокупность методов, приемов, средств, а также ряда технического оборудования, созданного с целью информационного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса и управления качеством образования ДОУ. Это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны в той или иной мере все участники образовательного процесса, система управления качеством образования.
Системообразующими элементами являются информационные и коммуникационные технологии в тесной интеграции с педагогическими. Построение информационного комплекса включает в себя следующие аспекты:
- обеспечение компьютерной поддержки образовательного процесса;
- создание системы электронного документооборота;
- создание единой системы обеспечения методической информацией;
- управление деятельностью учреждения.
Единый информационный комплекс подразумевает, что каждый логический блок данных
- вводится в систему один раз;
- хранится в одном месте;
- может использоваться во всех процессах сбора и обработки необходимых данных.
Это позволяет избежать дублирования информации и ускорить её сбор, систематизацию в случае необходимости. Каждый из блоков позволяет отразить часть процессов, протекающих в рамках образовательного учреждения, обеспечить их отображение в информационной системе.
Проблема создания современной информационно-образовательной среды как структурного компонента информационного комплекса становится еще более актуальной в условиях перехода дошкольных образовательных учреждений на Федеральные государственные требования (ФГТ) к основной общеобразовательной программе и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с требованиями ФГТ информационно-образовательная среда учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:
- планирование образовательного процесса;
- размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе достижений обучающихся и педагогов, использующих информационные ресурсы (электронные портфолио);
- фиксацию результатов освоения основной общеобразовательной программы в рамках муниципального задания;
- взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями, организациями.
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе, дистанционное, посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью и в целом работой всего учреждения.
При построении информационно-образовательной среды детского сада была реализована целостная модель, включающая в себя не только развитие технических и программных составляющих, но и, одновременно, содержательное и методическое наполнение процесса образования, формирование высокой информационной и коммуникационной компетентности, информационной культуры участников образовательного процесса.
Началом построения информационного комплекса нашего детского сада стало активное освоение и внедрение в практику работы с 2009 автоматизированной информационно-аналитической системы «Аверс. Управление ДОУ». Сама по себе «динамика» (скорость освоения) мало что значит. Важна была постоянная, кропотливая работа по её использованию в управленческой деятельности. Большую поддержку и «направления движения» мы получали на ежегодных научно-практических школах-семинарах по информатизации управления образованием с 2009 года. Опыт регионов, отдельных образовательных учреждений разных городов во многом служил примером и стимулировал к активным действиям.
Сегодня мы уже имеем достаточный опыт работы по автоматизации процессов кадрового делопроизводства, процессов по учёту контингента дошкольников и подготовке отчётных документов, по учёту посещаемости воспитанников, учёту показателей и контролю здоровья воспитанников, планирования и контролю методической работы, образовательного процесса, процесса документирования и учёта по питанию. Вместе с тем, пока ещё мы испытываем большие трудности в формировании у специалистов детского сада осознанного и заинтересованного отношения к переходу на новый уровень организации собственного труда.
Тем не менее, за четыре последних года в нашем учреждении создан хорошо оснащённый информационный комплекс, включающий в себя:
- техническое обеспечение (совокупность электронной техники и других технических средств, предназначенных для обеспечения работы специалистов всех структурных подразделений);
- системное программное обеспечение (совокупность программ и программных комплексов для обеспечения работы компьютеров и интерактивной доски: Windows, Linux);
«Аверс. Расчёт меню питания» (предназначенная для автоматизации процессов, связанных с планированием, организацией и контролем питания);
- функционирование информационно-аналитических систем: «Аверс. Управление ДОУ» (инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности администрации дошкольного учреждения, предназначенная для унификации делопроизводства, планирования и контроля эффективности использования ресурсов), которая позволяет нам иметь базу данных по многим аспектам деятельности учреждения и использовать её в работе;
- программное обеспечение «Парус. Бухгалтерия», «Парус. Заработная плата», 1С «Бухгалтерия», «Фельдегерь» (отправка электронной отчётности), обеспечивающих работу самостоятельной бухгалтерии автономного учреждения;
- доступ в сеть Интернет, официальный сайт учреждения, электронная почта;
- две локальные сети, объединяющие все компьютеры детского сада;
- хорошо оснащённый и функционирующий компьютерно-игровой класс.
Процесс построения информационного комплекса нашего учреждения осуществлялся, конечно, поэтапно. В 2006 году после анализа информационной компетентности специалистов детского сада был разработан проект перехода к активному использованию информационных и коммуникационных технологий, который включал в себя работу по двум направлениям:
1. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
2. Информатизация системы управления учреждением.
В качестве приоритетных мы определили для себя следующие задачи:
- овладение навыками работы на компьютере (в первую очередь пользовательскими) и специализированными программными средствами, позволяющими специалистам выполнять некоторые управленческие функции: вести статистику, делопроизводство, осуществлять учёт деятельности, планировать отдельные виды деятельности, вести личные записи;
- изменение характера труда всего коллектива и перевод взаимодействия по вопросам выполнения тех или иных задач на язык информационных технологий;
- расширение возможностей использования информационных ресурсов, обеспечивающих рост профессиональной компетентности, расширение сферы профессионального общения вплоть до интеграции в международное педагогическое сообщество, формирование развитой информационной среды учреждения.
Мы отчётливо понимали, что без профессионального сопровождения процесса информатизации качественно решить поставленные задачи будет практически невозможно. Поэтому, начав работу в условиях автономии, мы пересмотрели штатное расписание и за счёт оптимизации фонда оплаты труда в штат учреждения была введена должность техника-программиста. С появлением в детском саду грамотного специалиста ушли многие проблемы, в частности, по поддержанию в работоспособном состоянии технического оборудования, сопровождению на надлежащем уровне всего программного обеспечения, компетентной помощи педагогам и другим специалистам в освоении компьютера, необходимых программ.
Предметом особой гордости коллектива является наш официальный сайт, который постоянно обновляется, является живым источником информирования, прежде всего, родительской общественности. Сайт пользуется большой популярностью у родителей наших воспитанников. Все педагоги и административная группа ведут свои личные блоги, функционирует форум. Сайт обеспечивает информационную открытость деятельности учреждения.
Наше учреждение в соответствии с приказом управления образования является базовым для обучения специалистов ДОУ города по внедрению ИАС «Аверс. Расчёт меню питания».
В 2012 году в эксплуатацию был запущен портал «Предоставление муниципальных услуг в электронном виде в области образования». В частности, для интенсификации личного приема по постановке на очередь в дошкольные учреждения приобретен информационный киоск, который позволяет любому гражданину подать заявление без участия специалиста управления образования.
В настоящее время все детские сады города используют программу по расчету меню питания, 54% дошкольных учреждений осваивают систему «Аверс. Заведующий ДОУ
В заключение хочется сказать следующее: главное требование к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, должно рассматривать человека как основную ценность и должно быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования - обеспечить максимально благоприятные условия для развития личности.
|